Марина Печникова: «Ни один из наших воспитанников назад в детский дом не вернулся»

8 августа 2011
288

Правительство направило в Госдуму законопроект, предполагающий обязательную подготовку взрослых, желающих взять в семью на воспитание ребенка-сироту. Тем, кто решится заменить осиротевшим детям родителей, придется пройти психолого-педагогическую и правовую учебу в обязательном порядке.
В Череповце система добровольной подготовки усыновителей, опекунов, попечителей и приемных родителей существует уже два года. Люди, желающие стать замещающими родителями, занимаются на курсах подготовки в «Школе приемных родителей» межведомственной служба помощи детям и молодежи «Восхождение» и службы «Наши дети», оказывающей помощь детям-сиротам на базе девятого детского дома.
О том, как работает школа будущих пап и мам, мы говорим с директором детского дома № 9 Мариной Печниковой.
— Марина Анатольевна, что представляют собой занятия?
— Это — совместные мероприятия, где будущие родители могут увидеть приемных детей, познакомится, пообщаться и подружиться. Например, во время походов в зимний лес дети и взрослые мастерят кормушки и кормят птиц. У нас в детском доме проходят танцевальные и конкурсы художественные выставки. Чаще всего, именно так наши подопечные попадают в приемные семьи».
— Сколько приемных родителей прошло обучение, и сколько детей обрело новые семьи?
— За два года в «Школе приемных родителей» занималось 124 человека из 83 семей. Принято на воспитание в семьи 70 детей. Из них двое наших воспитанников вернулись в родные семьи, один был усыновлен, 52 ребенка переданы под опеку и попечительство, 15 детей нашли приемных родителей и еще 20 временно переданы в семьи.
- Чем, на ваш взгляд, обусловлена необходимость обязательного введения системы подготовки приемных родителей?
— Люди берут детей по разным мотивациям. Чаще всего мы наблюдаем такую: «Спасти ребенка от ужасов детского дома!» Происходит это потому, что СМИ показывают детские дома, как места, где «голодных и раздетых детей пытают по подвалам». На самом деле, мотивация должна быть одна — создать семью, где дети и взрослые были бы счастливы.
— Не усложнит ли новое правило процедуру усыновления и оформления опеки? Не отпугнет ли перспектива «учиться родительству» кандидатов в усыновители или опекуны?
— Людей это не пугает, они идут к нам с радостью. И даже те, кто приходит не расположенными к учебе, буквально с первых занятий понимают, что обучение просто необходимо, чтобы осознать свои мотивы и подготовится к приему ребенка в семью. Что касается усложнения процедуры, то сбором всех необходимых для усыновления или опеки документов люди занимаются в течение одного-полутора месяцев, и на наши занятия ходят параллельно. Занятия — два раза в неделю. Мы работаем допоздна, чтобы было удобно будущим родителям.
— Курсы для родителей — платные?
— Конечно, нет. Все услуги, оказываемые в нашем детском доме бесплатны. Мы участвуем в областной целевой программе «Дорога к дому» и получаем поддержку для доплаты педагогам.
— Что изменится для вас после принятия законопроекта?
— Изменится немногое, потому что мы ушли вперед. Еще до того, как появился законопроект об обязательном обучении приемных родителей, мы открыли службу содействия благополучному устройству детей в семьи. Потом на базе этой службы был создан городской центр, чтобы объединить всех специалистов, которые работают в данном направлении. Обучение будущих приемных родителей — это только один блок. Теперь мы учим и воспитателей детских домов, воспитанники которых, возможно, попадут в замещающие семьи, и самих детей, которые могут обрести новые семьи. Перенастраивать нужно многих детей потому, что большинство воспитанников хотят оставаться в детском доме до выпуска. Кроме того, проводятся занятия с детьми, которые по тем или иным причинам никогда не уйдут в приемные семьи. Им очень больно, когда забирают других.
— Как учреждение будет развиваться дальше?
— Каждые десять лет детский дом пишет стратегию развития. Десять лет назад, когда учреждение было огромной школой-интернатом, мы нарисовали свою мечту — стать маленьким детским домом. Стратегия так и называлась: «От казенного интерната — к дому, в котором всем тепло». Все задуманное мы выполнили и даже перевыполнили. В сентябре наш коллектив будет писать новую стратегию по трем направлениям: оптимистическому, пессимистическому и оптимальному. По первому варианту учреждение станет городским центром поддержки семьи. Мы полагаем, что через десять лет детей-сирот будет настолько мало, что нам останется только поддерживать замещающие и приемные семьи. Сейчас в пяти оставшихся детских домах Череповца воспитывается около 260 детей-сирот. За последние три года закрылось четыре детских дома. Причем четыре года назад в городе было около 400 воспитанников.
— Действительно ли процесс усыновления и опекунства проходит так гладко? Ведь по статистике, ежегодно в нашей стране отменяется более восьми тысяч решений о передаче детей в замещающие семьи. Более тысячи отмен усыновлений и опеки происходит по причине ненадлежащего исполнения взрослыми обязанностей по отношению к приемным детям…
— Мы сопровождаем все приемные семьи до тех пор, пока детям не исполнится 18 лет. Это — очень серьезная нагрузка. Представляете, у нас на учете 380 семей, состояние детей в которых отслеживается через детские сады, школы и через приемных родителей. Действительно, такая нехорошая статистика существует. Причина в том, что в подростковом возрасте, когда приемные дети начинают шалить, у многих родителей возникает мысль вернуть их обратно. Люди начинают думать, что они плохие родители, которые не могут справиться с детьми. Нашим специалистам приходится объяснять приемным родителям, что и в обыкновенных семьях происходит то же самое, выходить на дом и разговаривать с детьми. Чаще всего конфликт гасится в самом начале. Наверное, поэтому ни один из наших воспитанников назад в детский дом не вернулся…

Алексей Данилов

Источник http://www.cherinfo.ru/article/40154 от 08 августа 2011г.